Педагог-психолог Степаненко Наталия Михайловна

Образование высшее:

1)      Факультет «Педагогика и психология (дошкольная) МГЗПИ.   Специальность «Преподаватель педагогики и психологии, методист»;

2)      Спецфакультет «Психология» МИПКРО.  Специальность «Практический психолог».

Высшая  квалификационная категория. 

 Основные направления работы:

1). Психопрофилактическая работа и психологическое просвещение

- Оказание помощи в адаптации детей к условиям д/с.

- Участие педагога - психолога в проведении родительских собраний по группам.

- Работа по созданию благоприятного микроклимата в коллективе, профилактика профессионального выгорания педагогов. 

2). Психодиагностическая работа

Изучение  соответствия психического развития дошкольников физическому возрасту

Исследование взаимоотношений детей в группе. Социометрия.

Изучение микроклимата в семье методом рисуночного теста.

Исследование готовности детей к школе

 

3). Коррекционно-развивающая работа с детьми

В подгруппах и индивидуально (на основе проведенной диагностики)

 4). Психологическое консультирование

- наиболее актуальные темы консультаций

  5) Работа в Темной сенсорной комнате

- психопрофилактическое и развивающее направление

 

Уважаемые родители!

  Сбор денег в детском саду запрещен.

       Если инициативу по сбору денег проявляет родительский комитет незамедлительно сообщать  об этом заведующей Мироновой Е.С.

 

 

Консультация

"Мир эмоций дошкольника.

Как сделать его позитивным."

педагога-психолога

ГБОУ Д/с №2092 ВОУО

гор. Москвы

Степаненко Н.М.

 Эмоциональная сфера – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. В процессе становления и развития человека происходят качественные изменения в его эмоциональной сфере. Преобразуются сами взгляды на мир и отношения с окружающими. У старших дошкольников, например, постепенно вырабатывается способность осознавать и контролировать свои чувства, которые являются живым индикатором наиболее значимых потребностей.

 Следовательно, с развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир человека. И очень важно для достижения гармонии, личностной реализации в социуме, чтобы чувственный мир был ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Её необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

В наши дни вспоминается феномен «засушенного сердца», открытый ещё Л.С. Выготским. Под этим термином понимается человеческая чёрствость, обеднённость или даже полное отсутствие чувств. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании «обесчувствованию» способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок.

Например, подолгу находясь у телевизора, компьютера, наши мальчики и девочки стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встретишь должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут дать свои самые нежелательные плоды.

Таким образом,  сейчас очень важно объединённые усилия  психологов, воспитателей и специалистов направить на развитие чувственной сферы детей и обеспечение эмоционального благополучия в дошкольном учреждении.

Состояние эмоционального благополучия ребёнка в современном детском саду определяют следующие компоненты:

- безусловное принятие дошкольника взрослыми для формирования у него необходимого и очень важного чувства безопасности;

- позитивность обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, «домашней» атмосферы в группе);

- равенство в отношениях между взрослым и ребёнком (реальная помощь, своевременное получение её в любой необходимый момент, а также организация продуктивного пошагового сотрудничества);

- обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы и непосредственно общаться со сверстниками;

- гибкий личностно ориентированный подход (максимальный учёт психических и личностных особенностей каждого ребенка на основе индивидуального образовательного маршрута при интеграции педагогов и специалистов, отказ от каких-либо «ярлыков»);

- создание условий для развития личностной индивидуальности (раннее выявление творческих возможностей и способностей дошкольника, своевременный их мониторинг (то есть отслеживание  динамики), поощрение реальных достижений ребенка и его стремления к самостоятельности);

- внимательное отношение и чуткая реакция на детские проблемы, тревоги и страхи в случае их появления;

- тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» волнующих его, часто лишающих покоя впечатлений с целью  их уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.

- конфиденциальность, то есть закрытый характер информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом: «Не навреди!»

Что может способствовать эмоциональному благополучию ребенка в д/с:

1) создание в группах уголков психологической разгрузки:

- для младших дошкольников– это домотека ( так необходимая любому малышу  возможность разместить в помещении группы предметы, принесённые из дома: фотографии, игрушки и т.д.) или «дерево эмоций» (когда каждый ребенок, приходя утром, сам располагает своё изображение на общем сюжетном панно в соответствии со своим настроением(в центре, по краям и т.д.), а в течение дня вполне может вносить по желанию необходимые изменения);

- для старших дошкольников – это условия для эмоционального уединения в небольшом пространстве с мягкой мебелью или модулями, интересными книгами, журналами, иллюстрациями, любимыми настольными играми и игрушками.

2) творческое применение игр и игровых пособий, направленных на совершенствование эмоциональной сферы детей.  В их числе:

- «Кубик настроений»

Детям предлагается объёмная модель: кубик с изображением на его сторонах разных эмоциональных состояний человека: от позитивных и нейтральных до негативных. С его помощью у дошкольников появляется возможность узнавать своё настроение среди прочих, называть его, определённо реагировать, «наводя порядок» в своём внутреннем мире. Здорово, когда этот кубик есть у каждого ребенка и размещается на шкафчике, являясь доступным в любой момент «эмоциональным тренажером».

- «Азбука эмоций»

Представляет собой набор картинок, с помощью которых в третьем лице, то есть опосредованно можно говорить с ребенком о том, что его волнует. Это способствует активному самовыражению дошкольников, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и необоснованного недовольства собой, то есть профилактике  детских депрессивных состояний.

- «Зоопарк настроений»

Игровое упражнение, заключающееся в ознакомление через образы животных с разнообразными эмоциональными проявлениями человека (гордостью, робостью, злостью и т.д.) с целью лучшего понимания себя. Возможность нахождения одинаковых изображений или их вариантов стимулирует детей к объединению в диаду (по двое) и малую подгруппу, развивая навыки самостоятельного общения с окружающими.

- «Страна колобков»

Игра, снабженная широким игровым полем, позволяет  взаимодействовать как с одним ребенком, так и с несколькими. Её смысл заключается в составлении своего «маршрута» по изображенным эмоциональным состояниям, их  узнавании, назывании и «примеривании» к себе.

- «Пойми меня»

Игровое упражнение содержит карточки – схемы основных чувств. Дети в занимательной, непринуждённой форме упражняются в умении различать их, сопоставлять  между собой, а также  с помощью мимики, жестов, движений реагировать на  различные эмоционально окрашенные ситуации.

Важно заметить, что перечисленные игры не являются единственными в своем роде, точно заданными и статичными. Возможность внесения своих корректив, применения фантазии и творчества, создания собственных вариантов делает их по-настоящему доступными, универсальными и эффективными.

3) эмоциональному благополучию ребёнка в детском саду может также содействовать обучение родителей играм и упражнениям на развитие «гаммы чувств» для создания равных эмоционально благоприятных условий в д/с и семье. Ведь для детей, только еще открывающих для себя мир, очень важно, чтобы основные требования к ним и микроклимат отношений были по возможности устойчивыми и стабильными.

4) применение различных изобразительных техник (например, рисование человека в разных эмоциональных состояниях: гневе, радости, покое) с последующим обсуждением получившихся работ с их авторами относится к проективным методам и способствует активной рефлексии, то есть обратной связи между всеми участниками проводимого творческого процесса.

5) использование музыки и современных технических средств  влияет на улучшение настроения детей и взрослых,  обогащение чувственных впечатлений, повышение жизненного тонуса.

Главным же в деле обеспечения эмоционального благополучия дошкольника является позитивный пример, заинтересованное отношение к его успехам и переживаниям значимых взрослых – родителей, воспитателей, психологов. Девизом в этом актуальнейшем направлении психолого-педагогического взаимодействия могут служить слова: «Мы доверяем друг другу!» «Мы вместе!», «Всё в наших руках!».

 Консультация

Тема: "Первый раз в первый класс или что важно для первоклашки и его родителей при выборе школы"

Подготовила: педагог-психолог

ГОУ ЦРР Д/с №2092 ВОУО

Степаненко Н.М.

  Сегодня образованию детей уделяется большое внимание. Свои двери для первоклашек открывает множество школ, каждая со своими особенностями, методиками и программами. Как же родителям, чьи дети  уже в сентябре отправятся в первый класс,  сделать правильный выбор и не ошибиться? Важно сделать маленький экскурс в школу и подумать, что подходит для данного конкретного ребёнка.

 

ЭКСКУРС В ШКОЛУ.

 

Традиционная школа – это школа, в которой учились современные бабушки и дедушки. Конечно, за последние десятилетия многое в ней изменилось. Например, за счёт государственного финансирования техническое оснащение успешно развивающихся "массовых" школ сейчас на высоте: это новые компьютерные классы, интерактивные доски, полноценные спортзалы и оборудованные классы для таких предметов, как физика, химия, биология.

Несомненные плюсы традиционных школ в том, что они дают неплохую подготовку к поступлению в ВУЗ и часто сотрудничают с каким-либо институтом.

Выбирая такую школу, желательно собрать как можно больше информации о ней:

- поговорить с родителями уже обучающихся там детей, узнать их мнение;

- поискать отзывы о школе в Интернете;

- сходить на экскурсию в саму школу, познакомиться с учителем;

- если возможно, выяснить примерный процент выпускников, поступивших в вузы.

Профильная школавыбирается в соответствии со способностями ребёнка.

Родителям не следует воплощать в жизнь собственные нереализованные амбиции (Я всю жизнь мечтала играть на пианино, но не получилось, а вот моя дочь будет играть!).

Целесообразнее основываться на реальных природных данных своего чада.

Не стоит с первого же класса записывать ребёнка в профильную школу, например, при вузе. Ведь с возрастом интересы и склонности могут сильно измениться.

Частные школы в последние годы приобретают всё большую популярность.

Что же предлагают родителям частные школы?

Во-первых, индивидуальный подход.  Конечно, когда у учителя в классе не 25-30 человек, а максимум 10-12, гораздо проще уделить внимание каждому, успеть спросить на уроке, вовремя заметить возникшие у ребёнка трудности и, чтобы не запустить материал, лишний раз объяснить, помочь.

К тому же, в частных школах учителя спокойнее и терпимее относятся к неординарным детям, выделяющимся из общей массы, не стремятся к абсолютной дисциплине.

Помимо этого, частные школы организуют содержательную работу во второй половине дня: кружки по интересам, экскурсии, второй и третий иностранные языки. В выходные дни – выезды в подмосковные дома отдыха и пансионаты. в каникулярное время – языковые стажировки за рубежом.

Школы, работающие по авторской методике, в наши дни достаточно распространены. Системы Монтессори, Штайнера и многие другие сейчас активно апробируются и используются. Особенностью подобного рода школ является декларируемое создание обстановки для всестороннего развития подрастающих умов. Всё бы ничего, если бы не "перегибы", часто встречающиеся в авторских методиках. Отдавать ребёнка в такую школу нужно с осторожностью, детально выяснив программу обучения. Родителям важно не забывать, что после школы их чаду предстоит поступать в вуз, да и просто жить в человеческом обществе, где вряд ли будут созданы особые условия, к которым ребёнок привыкает в "микромире" подобных школ.

 

ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

При поступлении в начальную школу, важно выяснить, по какой программе будет учиться ребёнок .Ведь наряду с традиционной программой, эффективность которой проверена годами, существуют и различные авторские методики. Сейчас на слуху программы с громкими названиями: "Школа 2100", "Гармония", "Школа России", "Начальная школа XXI века", "Система Занкова", "Система Эльконина - Давыдова". Лучше заранее узнать их особенности и выбрать ту, которая наиболее подходит ребёнку.

"Классическая начальная школа "

По этой системе учились наши бабушки и мамы. Она вырабатывалась годами и доказала свою результативность. Это – самая что ни на есть традиционная программа обучения. Только сейчас она переработана и изменена  с учётом современных требований. Обучение в её русле направлено не только на формирование знаний, навыков и умений, как прежде, но и на развитие личности ребёнка.

Цель программы" Полноценное развитие ребёнка и подготовка к обучение в школе среднего звена".

"Школа 2100"

Это программа характеризуется преемственностью – в ней используется принцип непрерывности образования: дети могут учиться с трёх лет до поступления в высшее учебное заведение. Для дошколят создан целый пакет специальных учебных пособий, которые развивают логическое мышление. В рамках этой программы учитель должен организовать работу так, чтобы ребёнок самостоятельно мог сделать маленькое открытие. В учебниках, предусмотренных программой, реализован принцип "минимакс". То есть материал дан в максимальном объёме, при том, что ученик должен освоить минимум. В идеале ребёнок возьмёт столько, сколько он может.

Цель программы: "Формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик".

 

"Гармония"

В рамках программы реализован принцип гармоничного сочетания традиционных и развивающих методик. Учебно-методический комплекс "Гармония", созданный под руководством Н.Истоминой, удостоен премии правительства России в области образования. В процессе обучения по этой программе ребёнок прежде всего учится работать самостоятельно и оценивать результат своей работы. Программа развивает логическое мышление.

Цель программы: "Обеспечение комфортных условий для общего развития ребёнка, подготовка его к дальнейшему обучению".

"Школа России"

Сама по себе эта программа – образец лучших традиций отечественной начальной школы. Сборник учебников для "Школы России", подготовленный коллективом под редакцией А.Плешкова, впитал в себя самое ценное из тех программ, по которым училось несколько поколений советских, а затем и российских школьников. Кроме того, как можно догадаться из названия,  она ориентирована на гражданское образование.

Цель программы: Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах".

 

"Начальная школа XXI века".

Это совершенно новая программа, в которой основной упор делается на природосообразность обучения. Знания даются в том виде и объёме, который соответствует особенностям и потребностям. Ученик – не зритель и слушатель, а самостоятельный исследователь. Задания составлены таким образом, что подталкивают ребёнка к поиску истины. Есть и ещё одна примечательная особенность – в учебниках дан очень широкий спектр заданий, из которых учитель может подобрать для каждого ребёнка индивидуальные задачи.

Цель программы: "Начальная школа должна быть природосообразной – соответствовать потребностям детей этого возраста в познании, общении, разнообразной деятельности".

"Развивающая система обучения Л. Занкова"

В основе лежит идея объединения обучения, воспитания, и развития в единый процесс. Программа учит детей собственному поиску. Чтобы пробудить самостоятельность, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Программа помогает ребёнку отнестись к учёбе, как к новому интересному и увлекательному занятию, и попутно раскрыть свою индивидуальность. Характерная особенность этой программы  - высокий темп обучения и максимальный уровень трудности.

Цель программы: "В начальном образовании нет главных и второстепенных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребёнка".

 

"Система Эльконина - Давыдова"

Характерными являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта.

Цель программы: "Знания должны усваиваться ребёнком в процессе анализа условий их происхождения".

Во многих школах зачастую бывает так: существует три первых класса "А", "Б"и "В". По результатам собеседования в класс "А" набираются более "сильные" дети, с явными, например, математическими способностями, и их обучают по системе Эльконина – Давыдова. Класс "Б", например, изучает программу "Школа 2100", класс "В" работает по традиционной системе. Таким образом, и осуществляется дифференцированный подход.

 

ЧТО ВАЖНО ДЛЯ ПЕРВОКЛАШКИ ПРИ ВЫБОРЕ ШКОЛЫ:

1.         Учитель, которому родители доверяют ребёнка. Кому-то нужен учитель строгий, кому-то – более "мягкий", кому-то – дающий повышенный уровень знаний, кому-то – учитывающий индивидуальные особенности ребёнка и т.д.

2.         Близость школы к дому. Желательно, чтобы дорога в школу занимала не более 15-20 минут пешком и не более 30 минут на транспорте.

3.         Если ребёнок ходил в детский сад, важным может оказаться взаимодействие и преемственность дошкольного учреждения и школы. Сейчас многие садики сотрудничают со школами, готовя для них своих "выпускников".Когда несколько детей из группы попадают а один класс, они, как правило, легче адаптируются к новым для себя условиям.

4.         Готовность ребёнка к школе. Некоторые дети сложно привыкают к школьному режиму, поэтому не всегда есть смысл отдавать ребёнка в школу "с уклоном" и повышенным уровнем обучения. Если у ребёнка логопедические проблемы, его крайне нежелательно отдавать в языковую школу!

5.         Предполагаемое количество детей в классе. Чем меньше учеников – тем больше внимания каждому. Идеальный вариант – не более 20 человек в классе.

6.         Важно ориентироваться на особенности ребёнка. Если он активный, стоит присмотреться к школе, в которой много внимания уделяется физическому развитию: есть секции, летний спортивный лагерь. Для ребёнка с творческими способностями подойдёт школа с театральным, художественным уклоном.

7.         В школы с повышенной интеллектуальной и физической нагрузкой (спецшколы, профильные лицеи), не стоит записывать детей, у которых проблемы с речью, поведенческие особенности, ослабленное здоровье, нарушение внимания, восприятия, памяти. Что касается обучения в школе- экстернате или школе-пансионе, решение отдать туда ребёнка лучше принимать совместно с детским психологом.

 

И всё-таки при выборе школы для первоклассника самым важным показателем остаётся личность учителя. Потому что на этапе вхождения в школьную образовательную систему именно учитель может помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям, дать ему не только необходимые знания, но и оказать необходимую моральную и психологическую поддержку.

Информационные источники:

1.     Сайт "Детский психолог" http://www.childpsy.ru.

2.     Виктория Бессонова "Первый раз в первый класс". Москва, "Знание" 2008 г.

Конструктор сайтов - uCoz